Элемент-групп

        группа юридических компаний
gallery/chess-1483089_640

Компетенция органов управления в обществе с ограниченной ответственностью

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой существования коммерческих организаций в Российской Федерации. Одной из причин этого служит то обстоятельство, что сама по себе данная организационно-правовая форма предназначена для осуществления деятельности в рамках малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, актуальным остается вопрос об управлении в обществе с ограниченной ответственностью, о компетенции и распределении полномочий между отдельными органами юридического лица данной организационно-правовой формы. На основании п.3 ст. 87 ГК РФ, правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяется Гражданским кодексом РФ, а также Законом об обществах с ограниченной ответственностью. При этом в Гражданском кодексе в нормах, посвященных обществу с ограниченной ответственностью, нет положений, связанных с определением статуса органов управления общества и положений, определяющих компетенцию и распределение полномочий между отдельными органами общества с ограниченной ответственностью. Данные положения содержатся в Законе об обществах с ограниченной ответственностью, к которому сейчас относится Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее также ФЗ "Об ООО"). В указанном законе имеется глава IV, которая называется "Управление в обществе с ограниченной ответственностью", где определяется номенклатура органов управления в обществе, компетенция органов управления, распределяются полномочия между отдельными органами управления, определяется порядок принятия решения органами управления в обществе по отдельным вопросам. В соответствии с п.1 ст. 32 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" высшим органом управления в обществе является общее собрание его участников, которое может быть очередным и внеочередным. В соответствии с п.2 ст. 32 ФЗ "Об ООО", Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В соответствии со ст. 40 ФЗ "Об ООО" в обществе существует единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и другие, который избирается общим собранием участников общества, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции Совета директоров (наблюдательного совета) на срок, определяемый уставом общества. Кроме того, в соответствии со ст. 41 ФЗ "Об ООО" уставом общества наряду с единоличным исполнительным органом общества может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), на срок, определяемый уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Также в соответствии п. 6 ст. 32, ст. 47 ФЗ "Об ООО" в обществе с числом участников более пятнадцати образуется ревизионная комиссия (избирается ревизор), на срок, определяемый его уставом.

Таким образом, можно выделить пять видов органов управления в обществе с ограниченной ответственностью: 1. общее собрание участников; 2. совет директоров (наблюдательный совет); 3 единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор и др.); 4. коллегиальный исполнительный орган (правление. дирекция и др.); 5. ревизионная комиссия (ревизор). При этом два из них, а именно совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) являются, так сказать, факультативными, образование этих органов в обществе не является обязательным, а само их существование связано исключительно с желанием участников общества, закрепивших соответствующие положения в Уставе. Ревизионная комиссия (ревизор) являются частично факультативным органом, поскольку в обществе с числом участников, не превышающим пятнадцати, её образование не является обязательным. При этом необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос о соотнесении компетенции (распределении полномочий) между Общим собранием участников Общества с ограниченной ответственностью и единоличным исполнительным органом общества, поскольку данная ситуация (наличие только двух этих органов управления в обществе и наличие фактических противоречий между ними) является наиболее распространенной. Так, общее собрание участников общества является высшим органом управления в обществе и обладает полномочиями, необходимыми для разрешения основополагающих вопросов деятельности общества, поскольку с экономической точки зрения по сути является формой контроля собственниками над имуществом, которым они распорядились, передав его в собственность созданного ими общества с ограниченной ответственностью (или лицами, ставшими участниками общества по иным предусмотренным законом основаниям). В соответствии с п.2 ст. 33 ФЗ "Об ООО" к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся: 1. определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решений об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; 2. утверждение устава общества, внесение изменений в устав общества, утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо решения о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, увеличение или уменьшение размера уставного капитала общества, изменение наименования или местонахождения общества; 3. образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров; 4. избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества; 5. утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; 6. принятие решения о распределении чистой прибыли общества между его участниками; 7. утверждение документов, регулирующих деятельность общества (внутренних документов общества); 8. принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; 9. принятие решения о проведении аудиторской проверки, назначение аудитора, определение размера оплаты его услуг; 10. принятие решения о реорганизации и ликвидации общества; 11. назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационных балансов 12. решение иных вопросов, предусмотренных законом или уставом общества. Как становится очевидным, общее собрание участников общества наделено главными полномочиями, связанными с деятельностью общества, позволяющими ему решать вопросы, связанные с деятельностью общества, носящие характер стратегических. Тем не менее, распорядительными полномочиями, то есть полномочиями, связанными с текущей деятельностью общества повседневного характера обладает единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор, президент и др.), полномочия которого очерчены законодателем в п. 3 ст. 40 ФЗ "Об ООО". Так, единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью: 1. без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2. выдает доверенности на право представительства от имени общества в том числе доверенности с правом передоверия; 3. издает приказы о назначении на должности работников общества, их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4. Осуществляет иные полномочия, не отнесенные законом об ООО и уставом общества к компетенции общего собрания. При этом наиболее важным в том числе и с точки зрения защиты интересов участников ООО представляется полномочие единоличного исполнительного органа, связанное с его действием от имени общества и совершением от имени общества сделок, предполагающих распоряжение имуществом общества. Кроме того, нельзя умалять значение и других полномочий единоличного исполнительного органа, связанных с выдачей от имени общества доверенностей или приемом лиц на должности сотрудников ООО. В силу имеющихся в реальной действительности противоречий между интересами участников ООО и интересами лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа общества, полномочия единоличного исполнительного органа, связанные с непосредственным повседневным управлением его деятельностью, создают место для различного рода злоупотреблений со стороны этих лиц. Разрешением указанной проблемы может быть усиление контроля со стороны общего собрания участников ООО за деятельностью единоличного исполнительного органа, причем, контроля, который не может быть обеспечен деятельностью ревизионной комиссии или ревизора общества. Идея усиления контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа может быть реализована с использованием положений п. п 13 п. 2 ст. 33 ФЗ "Об ООО", согласно которому Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью вправе помимо других перечисленных в ст. 33 Закона полномочий решать и другие вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом или уставом ООО. То есть в Уставе Общества, редактирование которого в силу п. п. 2 п. 2 ФЗ "Об ООО" полностью отнесено к компетенции Общего собрания участников общества, могут содержаться положения об отнесении к компетенции общего собрания ООО любых вопросов. Этой же цели служат и положения п. 4 ст.40 ФЗ "Об ООО", устанавливающие, что порядок принятия отдельных решений единоличным исполнительным органом ООО может быть установлен Уставом Общества. Таким образом, усиление контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа со стороны общего собрания участников общества уже на стадии принятия им отдельных хозяйственных решений возможен с использованием этих двух положений ФЗ "Об ООО". Здесь необходимо отметить, что контроль за деятельностью ООО, а по сути за деятельностью единоличного исполнительного органа ООО, со стороны ревизионной комиссии или ревизора общества, осуществляемый проведением проверок финансово-хозяйственной деятельности, носит характер последующих проверок и не способен обеспечить интересы участников общества на стадии принятия хозяйственных решений. Частным и весьма показательным примером злоупотреблений со стороны единоличного исполнительного органа является некий "увод" денежных средств общества с использованием расчетного счета (счетов) ООО. При этом в силу положений ст. 40 ФЗ "Об ООО" и открытие новых расчетных счетов ООО находится в ведении единоличного исполнительного органа. То есть, имея некий контроль за движением денежных средств с расчетного счета, участники общества в стандартной ситуации не имеют возможности контролировать новые расчетные счета, открытые, скажем, директором ООО. Решением этого вопроса могло бы стать положение устава ООО, вносимое на основании п.п.13 п. 2 ст.33 ФЗ "Об ООО", согласно которому расчетные счета отдельного общества могут открываться (и соответствующие договоры заключаться) только при принятии соответствующего решения общим собранием участников общества. Вариантом могло бы стать положение устава, или, например, положения о генеральном директоре ООО, положение договора между участниками общества и лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества, обязывающее единоличный исполнительный орган ООО получать согласие общего собрания участников общества на открытие новых расчетных счетов, при определенном количестве голосов, основанное на положениях п.4 ст. 40 ФЗ "Об ООО". Таким образом, действующее законодательство, определяя компетенцию органов управления в обществе с ограниченной ответственностью, создает возможности для установления в уставе общества или его внутренних документах самых широких гарантий интересов участников общества с ограниченной ответственностью, за счет имущественных вкладов которых было учреждено (создано) ООО. Как отмечалось, к числу факультативных органов управления в обществе с ограниченной ответственностью, то есть органов управления, образование которых в ООО не является обязательным, а зависит исключительно от воли и желания участников общества, относятся коллегиальный исполнительный орган ООО (правление, дирекция и др.) и Совет директоров (наблюдательный совет Общества). Компетенция этих органов определяется положениями ст. 41 и 32 ФЗ "Об ООО" соответственно. Так, в соответствии с п. 1 ст. 41 ФЗ "Об ООО" коллегиальный орган управления обществом (правление, дирекция и др.) может быть образован в случае если его создание предусмотрено уставом ООО и может действовать только наряду с единоличным исполнительным органом общества, а никак не заменять его. При этом в соответствии с положениями п. 1 ст. 41 ГК РФ компетенция этого органа ООО определяется исключительно в уставе общества. Лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа общества выполняет функции председателя коллегиального исполнительного органа. Совет же директоров (наблюдательный совет) ООО может быть образован на основании положений п. 2 ст. 32 ФЗ "Об ООО" в случае, если его образование также как и образование коллегиального исполнительного органа предусмотрено уставом отдельного ООО. При этом п. 2 ст. 32 описывается по сути ситуация, предполагающая наличие в отдельном ООО наряду с советом директоров и коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.). В этом случае число членов коллегиального исполнительного органа, представленных в совете директоров ООО, не может превышать одной четверти от общего количества членов совета директоров, а лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа общества, не может одновременно занимать должность председателя совета директоров общества. Компетенция совета директоров ООО полностью определяется его уставом. Законом вопросы, относящиеся к ведению совета директоров, определяются лишь в виде установления примерного перечня полномочий, которые по усмотрению участников общества могут быть заменены, изменены или исключены положениями устава ООО. Анализ примерного перечня полномочий совета директоров, предусмотренных п. 2.1 ст. 32 ФЗ "Об ООО" позволяет говорить о том, что Совет директоров (наблюдательный совет) по сути является органом контроля за соблюдением интересов участников ООО исполнительными органами общества. И в рекомендательном (примерном) порядке за ним закрепляются за некоторыми исключениями те полномочия общего собрания участников ООО, которые связаны с подобными контрольными функциями. Так, п. 2.1 ст. 32 ФЗ "Об ООО" содержит такие полномочия совета директоров общества с ограниченной ответственностью, как решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решение вопросов об одобрении крупных сделок, назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг, установление размера вознаграждений и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества и др. С точки зрения обеспечения интересов участников ООО интересен п. п. 11 п.2.1 ст.32 ФЗ "Об ООО", позволяющий, как и в рассмотренной выше ситуации, закрепить за советом директоров любые полномочия, связанные с контролем за деятельностью исполнительных органов общества.

 

© Шмелёв Роман Викторович, Москва, 31 января 2016 г. 

gallery/chess-1483089_640